Термины и определения
Анализ документов (CV, биография, мотивационное письмо, сопроводительное письмо и т.д.) Структурированная оценка (т.е. основанная на специально разработанных для принятия решений критериях) документов, составленных работником для самопрезентации деловых качеств, личностных особенностей и т.д.

Анализ социальных сетей, публикаций и т.д. Целенаправленно организованный (регламентированный внутренними документами компании) и структурированный (т.е. основанный на специально разработанных для принятия решений критериях) анализ профилей работников в социальных сетях и другой публичной активности в интернете.

Бенчмаркинг Сравнение различных аспектов работы организации или ее отдельных функций относительно лучших практик рынка.

Бизнес-симуляции/оценочные конференции Групповое игровое упражнение, основанное на моделировании процессов управления и принятия решений, отражающее специфику бизнеса, в ходе которого происходит оценка участников по определенным критериям (чаще всего компетенциям) наблюдателями-экспертами.

Биографическое интервью Структурированный опрос (т.е. основанный на специально разработанных для принятия решений критериях) работника о конкретных фактах его биографии, мотивах принятия карьерных решений и т.д.

Вебинар Онлайн-семинар, лекция, курс, презентация, организованный при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции

Внешняя конференция Открытое, организованное собрание для обсуждения определённых тем, в том числе с целью повышения профессиональной квалификации участников

Внутренняя конференция Организованное внутри компании собрание сотрудников для обсуждения определённых тем, в том числе с целью повышения профессиональной квалификации участников

Выручка "это валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению капитала, не связанного с взносами участников капитала". [МСФО 18] В отчетности данного периода выручка признается в сумме текущей выручки, а выручка будущего периода будет признана в составе выручки в периоде оказания этой услуги. Выручка представляет собой суммы, полученные или подлежащие получению предприятием по результатам его операций. Поэтому выручка показывается в полной сумме, и ее величина оценивается до вычета соответствующих затрат [МСФО 18.7, 8] В сумму выручки не включаются НДС и акцизы и иные налоги и обязательные платежи, подлежащие перечислению организацией в качестве налогового агента.

Горизонтальная ротация Тип ротации, который предполагает перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (роль руководителя временной целевой группы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени.

Горизонтальные ротации (как метод развития) Перевод на новую должность той же ступени карьерной лестницы (в другой отдел, подразделение, регион и т.д.) с целью повышения квалификации персонала

Деловая игра / бизнес-игра Моделирующее рабочий процесс игровое упражнение разработанное и проводимое для отработки теоретических навыков, приобретения нового опыта, поиска решения сложных проблем

ДИСТАНЦИОННОЕ обучение "Форма обучения, при которой все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Дистанционный/электронный курс Реализуемый с помощью IT-технологий, тематический учебный материал, который позволяет поддерживать процесс обучения и самообразования в рамках различных учебных программ

Затраты Затраты соответствуют критериям признания их для целей бухгалтерского учета и учитываются в периоде оказания данных услуг, т.е. на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

Интервью по компетенциям
Структурированный опрос работника о реальных рабочих задачах которые он решал в прошлом, позволяющий зафиксировать фактически совершаемые человеком действия в момент решения задачи и соотности описываемое поведение с целевым поведением (поведенческими индикаторами компетенций).

Кадровый резерв
"Кадровый резерв (как метод) - название некоторых программ преемственности при которых кандидаты на потенциальные вакансии отбираются и обучаются заранее.
Кадровый резерв (группа лиц) - название группы заблаговременно отобранных сотрудников для последующего назначения на ожидаемые в будущем вакансии."

Карьерная лестница Последовательность должностных позиций, сменяющих друг друга и определяющих траекторию движения сотрудника. «Ступени» этой лестницы могут вести сотрудника в любом направлени по орг. структуре.

Кейсы, эссе (как метод оценки) Стандартизованные\структурированные методики оценки основанные на решении реальных или максимально приближенных к реальным бизнес-задач

Компетенции Эталоны (образцы) успешного профессионального поведения или значимые для эффективной работы характеристики работника, включающие его знания, умения, навыки, способности, мотивационную направленность и личностные черты, все свойства, которые оказываются важными для эффективной профессиональной деятельности в определенной организации на определенной позиции (должности).

КОРПОРАТИВНЫЙ формат учебного мероприятия Формат учебного мероприятия, адаптированного под цели и задачи конкретной компании, организованная в согласованные сроки и на котором присутствуют только сотрудники данной компании.

Коучинг Индивидуальный или групповой метод обучения направленный на достижение конкретной бизнес-задачи, реализуемый в рамках регулярных (от 2-3) встреч с консультантом (коучем) в ходе которого анализируется процесс достижения цели, его эффективность, предоставляется обратная связь и т.д.

Круглые столы Метод организации групповой дискуссии в ходе которого обсуждаются конкретные темы, осуществляется сбор мнений относительно обсуждаемой проблемы, их обобщение, поиск решения проблем

Лекция Устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, вопросу и т. д, направленное на повышение квалификации участников

Линейный менеджмент (англ. down management) Категория должностей, включающая в себя руководителей нижнего звена, непосредственно управляющие специалистами (не имеющих подчиненных). Типичными названиями должностей на данном уровне являются: менеджер/управляющий отделом, супервайзер, заведующий отделом, начальник отдела, старший сотрудник, руководитель группы и тд.

Личностные опросники Стандартизованные методики оценки, предназначенные для измерения личностных черт, мотивов и социальных установок работников

Массовый персонал Категория должностей, не требующих высокой квалификации: требуется только среднее специальное образование или вовсе не требуется специальное образование и опыт работы. Типичным названием должности в данной категории являются: производственный рабочий, грузчик, кладовщик, водитель, торговый представитель страховых агентов, сотрудников торговых точек и отделений банков, специалистов по работе с клиентами, операционистов, кассиров, грузчиков, сотрудников call-центров.

Мастер-класс Форма проведения обучающего занятия, проводимая экспертом в определенной теме, для отработки навыков по конкретным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня участников

Мастерская/Воркшоп Интерактивная форма групповой работы и обучения с целью отработки практических навыков, в которой основная роль в генерировании решений принадлежит самим участникам

Методики (тесты)
диагностики психофизиологических и психомоторных характеристик Стандартизованные методики оценки, предназначенные для измерения психически обусловленных особенностей движений человека (в частности, точность восприятия, скорость, сила, выносливость и координация движений и ручных операций) и психофизиологической диагностики функциональных и эмоциональных состояний работника

Мобильное обучение (англ. m-learning)
Обучение с помощью мобильных устройств (телефона, планшета и т.п.).

Наблюдение в работе
Структурированная (т.е. основанная на специально разработанных для принятия решений критериях) методика оценки, предполагающая наблюдение за работником в ходе выполнения им своих функциональных обязанностей на рабочем месте.

Наставничество (менторство, менторинг)
Обучение посредством предоставления в разных видах обучаемому модели действий и их корректировки посредством обратной связи.

Наставничество/Менторинг Формализованный и регламентированный в компании процесс обучения, в ходе которого более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с новичками на протяжении определенного времени

Обмен опытом и лучшими практиками Специально организованный в компании процесс в ходе которого формализован подход к сбору лучших практик, оценке их применимости и последующее внедрение

Обратная связь по методу 360/180 Методика оценки компетенций, личностных особенностей или других значимых с точки зрения эффективности качеств работника посредством опроса его делового окружения

Обучение на рабочем месте Специально организованный и формализованный процесс приобретения новых знаний и навыков в ходе непосредственного выполнения производственных задач работниками

Общекорпоративные компетенции
Набор характеристик, знаний, умений и навыков, распространяемых на все сотрудников организации (вне зависимости от занимаемых ими должностей и выполняемых обязанностей)

Опросники соответствия ценностям\компетенциям
Стандартизованные методики оценки, предназначенные для измерения уровня выраженности/развития корпоративных ценностей или компетенций работников

ОТКРЫТЫЙ формат учебного мероприятия Формат учебного мероприятия, предполагающий одновременное обучение в одном классе по установленному расписанию слушателей разнообразных курсов одного направления.

ОЧНОЕ обучение аудиторные учебные занятия
, в ходе которых студенты (учащиеся) непосредственно контактируют с преподавателями, а также между собой.

Программа кадрового резерва (управления преемтсвенностью)
Комплексная программа по отбору и подготовке группы сотрудников (кадрового резерва) для последующего продвижения (назначения на вышестоящие позиции)

Профессиональное обучение Обучение функциональным знаниям, необходимых для вполнения обязаностей в должности (программный продукт, маркетинг, управление персоналом и т.д.)

Профессиональные компетенции Компетенции, необходимые для реализации узкопрофессиональных / функциональных задач в данной организации

Сбор рекомендаций Специально организованный и согласованный с работником сбор отзывов и рекомендаций о нем от его делового окружения

Секондмент (временный перевод сотрудника внутри организации или стажировка в другой компании) Временный перевод работников внутри организации или стажировка в другой компании

Семинар Форма групповых учебно-практических занятий в ходе которых обсуждаются заранее подготовленные доклады, сообщения преподавателя или других участников для углубления знаний по изучаемой теме

Симуляция (моделирование рабочего места, виртуальные тренажеры и т.п.) Интерактивные приложения, с достаточной точностью отражающие реальные ситуации профессиональной деятельности, основная цель которых формирование и развитие навыков участников.

Синема-обучение Метод обучения в основе которого лежит просмотр видео-сюжетов, соответствующих целям обучения с последующим обсуждением

Система дистанционного обучения (англ. Learning Management System, LMS) Система управления учебной деятельностью, используется для разработки, управления и распространения электронных учебных материалов с обеспечением совместного доступа.

Ситуационное интервью Структурированное интервью, в ходе которого сотруднику предлагается описать модель своего поведения в заданной ситуации (гипотетической или из опыта других людей)

СМЕШАННОЕ обучение Обучение подразумевающее очные и дистанционные формы обучения

Специалисты Категория должностей, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие профессиональной квалификации и специального образования (среднего профессионального, высшего или неполного высшего). Категория предусматривает наличие подчиненных.

Среднее (Avr) Среднее арифметическое значение

Среднесписочная численность Показатель списочной численности, который исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздники и выходные дни, и делением полученной суммы на число календарных дней месяца. Не включаются: внешние совместители, работники по договорам гражданско-правового характера

Средний менеджмент (англ. middle management) Категория должностей, включающая в себя руководителей среднего звена, имеющие в прямом подчинении других руководителей разного уровня и не находящиеся в прямом подчинении первому лицу компании.

Стажировки Вид дополнительного профессионального образования специалистов в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки

Стандартизация теста Сбор обширного банка данных с целью измерения репрезентативных тестовых норм.

Тест способностей Стандартизованные методики оценки, предназначенные для измерения уровня выраженности когнитивных (познавательных, интеллектуальных) способностей работников.

Тесты профессиональных знаний/компетенций "Стандартизованные методики оценки предназначенные для измерения уровня развития профессиональных компетенций\знаний, умений, навыков и других способностей необходимых для выполнения функциональных задач работниками конкретной профессиональной сферы.

Топ-менеджмент (англ. top management) Категория должностей, включающая в себя руководителей высшего звена, который непосредственно подчиняются первому лицу компании (либо является им). К примеру, типичными названиями должности на данном уровне являются: президент, вице-президент, директор ключевого функционального подразделения компании.

Тренинг Групповое аудиторное занятие, во время которого формируются конкретные навыки, отрабатывается применение полученных знаний

Управление преемственностью
(англ. succession planning) - совокупность процессов управления персоналом, обеспечивающая преемственность управления и бизнес-процессов за счет создания системы назначения внутренних кандидатов на освобождающиеся позиции.

Управленческие компетенции Компетенции, необходимые для реализации управленческих задач в данной организации

Фасилитация Форма групповой работы, организуемая профессиональным фасилитатором, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей для решения любого производственного или бизнес-вопроса, разработка стратегии деятельности компании и др.

Фонд оплаты труда (ФОТ) Денежные средства предприятия, затраченные в течение конкретного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, различные доплаты работникам: начисленные предприятием суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также денежные суммы, начисленные работникам за непроработанное время, в течение которого за ними сохраняется заработная плата в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Формализованное обучение Обучение, которое компания учитывает как обучение. Например - тренинг, коучинг, вебинар и т.д. Например, если в компании существует практика наставничества, но она не учитывается как обучение, а протекает стихийно, неформально, то она не относится к формализованному обучению. Если же в компании работа с наставником является обязательным этапом интеграции новичка, компания учитывает количество часов, которые тратят наставник и обучаемый, и/или существует отчетность по данной деятельности, то данный метод можно отнести к формализованному обучению.

Центр оценки (включая структурированное интервью и тесты, если это часть инструмента) Комплексный метод диагностики потенциальной успешности в профессиональной деятельности, включающий набор различных частных методов, основой которого является оценка поведения участников группой наблюдателей-экспертов в моделирующих упражнениях

Центр оценки и развития Форма обучения и развития, предполагающая использование технологии Центра оценки для определения сильных и слабых сторон сотрудников с тем, чтобы выявить их потребности в развитии, удовлетворение которых повысит эффективность работы и/или ускорит карьерный рост

Чтение специальной литературы, учебных материалов Самостоятельное изучение литературы сотрудниками компании в рамках организованного обучения (индивидуального плана развития, выполнения домашних заданий между модулями обучения и т.д.)