Здравствуй, аналитика, прощай, логика
25.05.2018

Читаю сейчас книгу Андерсона «Аналитическая культура» (Creating a Data-Driven Organization). Не то чтобы книга и разряда must read, но почитать стоит.

Одна мысль регулярно меня посещает. И сейчас опять:

Сергей Юлдашев
Генеральный директор TalentCode
Сложно развивать аналитическую культуру, если нет культуры логической
Или как это назвать, когда люди в целом не допускают банальных логических ошибок? Иначе получаем обезьяну с гранатой. Что уже происходит: бегают по рынку какие-то люди, кричат про big data, повально рисуют дашборды и смотрят потом на них, как на пятна Роршаха. Вот последний пример, наткнулся на опрос в фейсбуке от компании, которая профильно занимается HR-аналитикой. Вот картинка:
Я сильно испорчен профессией, мне кажется, нет необходимости комментировать постановку вопросов. Сколько разных оснований вы найдете в этом прекрасном «салате»?

И вот еще пример - «Стена Баудро», которую так рекламирует Эдуард Бабушкин. Почти «бордо», но к вину не имеет никакого отношения, разве что автор попивал бордо, когда рисовал этот слайд. Скромно назвать «открытие» в честь себя мог, естественно, американец, профессор из Университета Южной Калифорнии – John Boudreau.
Тут уже чуть сложнее, чем с примером выше. На одной линейке стоят:
  • объекты измерения (metrics/ratios);
  • методы измерения (surveys);
  • методы представления данных (scorecards);
  • методы анализа данных (correlations и т.д.).
Можно ли говорить, что объект измерения менее важен и ценен, чем метод сбора данных, а анализ данных - это вообще круче всего? Конечно, после пары бокалов бордо - легко! Вот и наши предстоящие дебаты с Эдуардом Бабушкиным, боюсь, будут проходить в плоскости логики, а не HR-аналитики. Посмотрим…

Вообще в истории часто так бывает. Мы думаем, что наше развитие ограничивает что-то одно, а потом обнаруживаем, что нет… Мы имеем доступ ко всем знаниям мира, у каждого из нас в руках одно из самых мощнейших устройств в истории человечества. И мы используем это, чтобы смотреть на котиков, и рисовать схему имени себя, пусть с логическими ошибками, зато простую и красивую.

Не будет аналитика, большие данные и машинное обучение вашим конкурентным преимуществом. Также, как им не стали интернет, доступ ко всем знаниям мира, компьютер, Excel и Surveymonkey.

Вашим конкретным преимуществом останутся компетенции, такие, как системное мышление. И знаете почему? Потому что купить себе мобильный и доступ в интернет может каждый, а что-то сделать со своим мышлением - нет.
HR-аналитика сегодня: не умеешь - иди учись
HR-аналитика завтра: не умеешь - отдай на аутсорсинг
Недавно в разговоре клиент сформулировал 2 ключевых препятствия для внедрения нормальной HR-аналитики в своей компании:
- страх
- лень
Мне кажется это очень точно. Типично для рынка. И именно в такой последовательности.

Как бы банально, заезженно и даже "не модно" это не звучало - сейчас упирается все в людей, их мотивацию и компетенции. Именно тут идет борьба. Доступ к знаниям и инструментам HR-аналитики сегодня прекрасный.

Но это сегодня. Очень вероятно, что завтра HR-аналитику, как процесс, дающий реальную ценность, роботы и внешние сервисы освоят быстрее, чем внутренние HR-ы. И тогда "внешний мозг", возьмет под контроль эту функцию, по аналогии с убером / яндекс-такси. А внутренним HR-ам останется сегодняшняя роль таксопарков.