Об исследовании и нюансах методологии
Human Capital Index 2019
Об исследовании
Порядок предоставления данных
  • Сроки сбора данных: апрель – август 2019 года.
  • Данные предоставлены за 2018 г. (01.01.2017 - 31.12.2018).
  • Все данные предоставлялись самими участниками исследования путем заполнения форм для сбора данных.
Сквозные правила предоставления данных
  • Данные предоставлены по работникам списочного состава, исключая внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера и других лиц несписочного состава.
  • Затраты (выплаты) определяются суммой фактически произведенных начислений и соответствуют критериям признания их для целей бухгалтерского учета. По принципу начисления затраты признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
  • Финансовые показатели (выручка) рассчитываются по стандартам международной финансовой отчетности МСФО (IFRS).
  • Финансовые показатели и показатели затрат представлены в рублях (RUB). Для компаний, который ведут учет в иностранной валюте, показатели были рассчитаны по средневзвешенному курсу рубля к иностранной валюте. Средневзвешенный курс доллара к рублю (RUB/USD) за 2018г. - 62.7078
  • Подробная информация о показателях, формулах их расчетов и используемых терминах содержится в Глоссарии.
Достоверность данных
  • К исследованию не допускались анонимные участники, со всеми участниками оформлялись юридические отношения и велась переписка по корпоративной почте.
  • Данные предоставлялись в 99% случаев в первичном виде для последующего расчета относительных значений показателей.
  • Для обеспечения единого подхода и сопоставимости данных все ключевые понятия и показатели были операционализированы в анкете и в руководстве по сбору данных (см. Глоссарий).
  • 100% предоставленных компаниями данных были проверены консультантами TalentCode на предмет возможных ошибок и расхождений, в том числе:
    • сверка предоставленных данных с данными из открытых источников информации (публичные годовые финансовые отчеты, публичные социальные отчеты, данные коммерческих информационных баз данных: баланс, отчет о финансовых результатах и т.д., сведения о юридических лицах из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
    • проверка расхождений в данных (данные противоречат друг другу);
    • проверка «выбросов» (крайне низких/высоких значений).
По нашим оценкам, исходя из состояния учетных систем в компаниях и обнаруживаемых ошибок, средняя погрешность представленных данных не должна составлять более 5%. Данные, имевшие более высокую погрешность, не принимались в статистическую обработку.
Нюансы методологии
Причины увольнений
Для расчета показателя «Текучесть персонала» по причинам увольнений используется классическая формула текучести персонала (количество увольнений/среднесписочная численность). Компании, которые не могли выделить одну основную причину увольнения или у которых нет практики проведения выходного интервью, но есть кадровая статистика по числу увольнений, ставили «NA» по причинам увольнений и указывали количество увольнений в категории «Нет данных» в соответствующем разделе (по инициативе работника/по инициативе работодателя/прочее).

Расчет показателя «Доля упоминаний причин увольнений».

Для компаний с практикой выбора нескольких причин (2 и более) показатель рассчитывался как суммарное количество упоминаний той или иной причины от общего числе всех упоминаний причин увольнений. Например, если по 10 уволенным работникам возможно указание 2 причин, то общее количество упоминаний равно 20. Из них, к примеру, 5 к 20 (25%) - «Компенсационный пакет» и 8/20 (40%) – «Карьерные возможности» и 7/20 (35%) - «Условия работы».

Для компаний, у которых выделяется 1 причина, расчет велся по аналогии. В этом случае, количество упоминаний равно количеству увольнений.

Для компаний, у которых нет практики выходного интервью, расчет велся только на основании кадровой статистики по увольнениям, как и ранее без детализации по причинам увольнений.


HR-затраты
В категории «Другое» указывали (в порядке частоты упоминаний):

  • Административная поддержка: ведение документооборота, договорная работа, проведение оплат, закрытие документов, организация командировок, работа с контрагентами, административная поддержка руководства функции и т.п.
  • Внешние коммуникации: взаимодействие с органами власти, органами местного самоуправления, муниципалитетами, средствами массовой информации, профсоюзными, ветеранскими, общественными организациями по социальным вопросам.
  • Взаимодействие в дочерними обществами. Контроль и администрирование временного персонала.
  • Поддержка иностранных работников: помощь в оформлении виз, патентов, переезды, помощь семьям иностранных граждан, взаимодействие с посольствами, с фондами, с общественными организациями для иностранных граждан и т.п.
  • Корпоративная благотворительность.
В случаях, если функция не реализуется в компании, либо выведена в отдельное подразделение (к примеру, Расчет заработной платы, Охрана труда), затраты на них не были учтены (NA). Нулевое значение ("0,00") обозначает, что затрат в данном периоде не было, либо затраты на функцию могут являться частью затрат категории «HR-general". В случае внешних затрат могут быть учтены следующие категории затрат: - оплата услуг консультантов (провайдеров) в рамках перечисленных выше областей (например, разработка системы грейдирования, модели компетенций, социальных программ и пр.); - оплата доступа к коммерческим зарплатным базам данных, оплата участия в обзорах заработных плат и иных исследовниях; - вознаграждение внештатных сотрудников службы персонала, работавших по договорам гражданско-правового характера.
Обязательное обучение
В категории «Обязательное обучение» вошли программы обучения и аттестации по следующим блокам (в порядке частоты упоминаний):

  • Охрана труда (ОТ), программы пожарно-технического минимума (ПТМ) и пожарной безопасности (ПБ).
  • Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС).
  • Программы по предаттестационной подготовке и аттестации по промышленной безопасности, электробезопасности, допуски к работам, допуски на опасные производственные объекты (ОПО).
  • Охрана окружающей среды и экологическая безопасность, биобезопасность.
  • Для фарм отрасли: программы по сертификации на соответствие требованиям к организации производства и контроля качества лекарственных средств (ЛС), в т.ч. практикам GLP (доклинические испытания ЛС), GCP (клинические испытания ЛС), GMP (производство ЛС), GSP (хранение ЛС), GDP (оптовая торговля ЛС) и GPP (розничная торговля ЛС).
  • В зависимости от отраслевой специфики также упоминались информационная безопасность, защита и обработка персональных данных, антикоррупция.
Небязательное обучение
В категорию «Прочее (необязательное) обучение» вошли:

  • Программы профессионального развития, в том числе профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации по направлениям деятельности организации, учебные курсы целевого назначения.
  • Программы по освоению нового оборудования, техники, технологий.
  • Программы по развитию коммуникативных, лидерских, командных и прочих навыков межличностного взаимодействия.
  • Участие в конференциях, выставках, форумах.