HR-технологии
Арик Ахвердян
Экспертный комментарий в рамках исследования "Умирающие и зарождающиеся HR-технологии" (2017)

Если посмотреть на рынок HR-технологий, то сегодня активно автоматизируются процессы поиска и отбора кандидатов. Одним из самых ярких трендов однозначно можно назвать отбор с помощью видеоинтервью, или, как его еще называют в США, digital interview. За последние три года сервис видеоинтервью превратился из никому неизвестного инструмента в самый обсуждаемый и активно внедряемый в разных компаниях. В качестве примера можно назвать VCV.RU, в число клиентов которого в России входят такие компании, как Сбербанк, Билайн, Mars, Сибур, Philip Morris, Decathlon, Danone, L'Oreal и многие другие.


Арик Ахвердян
CEO в VCV
Интересен тот факт, что представительства международных компаний в России зачастую являются первопроходцами в использовании видеоинтервью, делятся этим опытом со своими международными офисами, после чего данная технология внедряется и в других странах. Таким образом, Россия не просто не отстает, но и опережает некоторые страны по автоматизации процесса рекрутмента. Сегодня многие российские компании прописывают видеоинтервью в методологию найма персонала как обязательный этап для некоторых позиций. Это говорит о том, что технология уже становится неотъемлемой частью рекрутинга.

Основной эффект от использования − существенная экономия ресурсов. Видеоинтервью призвано сделать процесс отбора кандидатов быстрее и качественнее. Именно это ценят пользователи системы.

Во-первых, видеоинтервью − это не прямое онлайн-собеседование, а запись, то есть кандидат отвечает на вопросы, а рекрутер просматривает видео в любое удобное время. Им необязательно одновременно находиться в Сети − огромный плюс в случае с разными часовыми поясами. Например, компания «Сибур» недавно делилась своим опытом использования видеоинтервью, где отмечала основное преимущество инструмента в подборе инженерного персонала для 26 производственных площадок по всей стране, где разница во времени с главным офисом может составлять до шести часов.

Во-вторых, ссылку на видеозапись рекрутер может отправить нанимающему менеджеру, который уже сам будет принимать решение о личных собеседованиях с понравившимися кандидатами. Есть пример компании «Декатлон», в которой вообще нет рекрутеров. Видеоинтервью используется напрямую менеджерами, для которых обычное резюме неинформативно и которым гораздо важнее увидеть кандидата по видео, чтобы оценить, насколько он совпадает с ценностями компании, любит спорт и умеет себя презентовать.

В-третьих, рекрутерам всегда удобно иметь в арсенале несколько инструментов: скайп, телефонное интервью, ассессмент, видеоинтервью. Это и свобода выбора, и оптимальный подход к каждой вакансии.

Важно понимать, что видеоинтервью − это не замена личных собеседований, а этап преселекшена. Обычно этот этап встраивается между телефонным интервью и личным собеседованием, то есть цепочка отбора удлиняется, но времени на закрытие вакансии обычно уходит намного меньше за счет отсева неподходящих кандидатов. Просмотр пятиминутного видеоинтервью экономит 60 минут неудачной беседы. Это подтверждено уже статистикой использования. В «Билайне», например, подсчитали, что с помощью vcv им удалось в 2 раза уменьшить нагрузку на рекрутера и снизить количество временных затрат кандидата на этапы отбора с трех до полутора часов. В «Сибуре» видеоинтервью позволило в 2 раза сократить количество личных собеседований и сэкономить при этом более шести часов для каждой вакансии. Интересен пример «Кидзании»: там за три месяца удалось выбрать 450 человек из 18 тыс. приславших резюме.

Обычно перед началом использования видеоинтервью есть сомнения относительно реакции кандидатов на запись видеоинтервью. Есть мнение, что подобный формат отпугивает соискателей, а еще что он годится только для массового найма на позиции низшего уровня. Это не совсем так. Практика, опросы и обратная связь говорят о том, что большинство кандидатов воспринимают видеоинтервью спокойно: они признаются, что формат непривычен, но при этом говорят, что им удобно не тратить время на дорогу до интервью. Пример «Сибура» показывает, что видеоинтервью без проблем записывают даже узкопрофильные специалисты, работающие на производстве. Отказавшихся обычно бывает не более 5%.

Технологии развиваются постоянно, и есть вероятность, что видеоинтервью в чистом виде, которое используется сегодня, уже через несколько лет изменится до неузнаваемости. Из ближайших трендов − встраивание технологий по распознаванию лиц для более глубинной аналитики. Технология будет анализировать мимику, жесты и голос и определять по этим данным темперамент, уровень стресса, процент искренности и, возможно, даже будущий потенциал кандидата.
Другие комментарии