Обучение и развитие
Евгений Доценко
Комментарий к результатам исследования Human Capital Index 2016






Я бы назвал результаты исследования спокойными: нет никаких революционных инсайтов. Нам приходится судить о слабых сигналах ‒ трендах, которые еще не стали яркими и очевидными.

Евгений Доценко
Директор R&D, руководитель направления HR-консалтинг, руководитель практики «Системное мышление» ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»
ЧЕМУ УЧАТ
Лидерство и руководство остаются лидирующей темой очного обучения. При этом их стоит рассматривать в одном пуле с навыками управления.

Формальную границу между навыками управления и лидерством не проведешь: есть компании, которые ставят между этими понятиями знак равенства, и не без оснований. И их чаще закупают у внешних провайдеров, что немудрено: требуется высокий уровень тренерских компетенций для таких программ.

На мой взгляд, потребность эта вечная. Она подогревается сейчас двумя потребностями бизнеса:
1) традиционные отрасли стоят перед задачей дальнейшего повышения эффективности, а вот простых ответов на вопрос «как» нет;
2) уровень неопределенности, и не только социально-политической. Идет смена технологического уклада (новые способы жизни и работы).

Обращает на себя внимание общее снижение спроса на программы в области коммуникации. Коммуникативные навыки, навыки переговоров ‒ эти темы, возможно, и не столь яркие, скорее привычные. Но я убежден: возможности и потребности совершенствования там остаются очень большими, подчас перелицовываются под более современным углом, воздействуя на эмоциональный интеллект.

Управление изменениями на подъеме. На мой взгляд, это следствие необходимости «настоящего» внедрения изменений: есть потребность в росте эффективности. Для этого на данном этапе развития бизнеса требуются изменения. Интересно, что некоторые из наших клиентов – производственных компаний сейчас напрямую связывают компетенции лидерства, управления изменениями, креативного и системного мышления именно с задачами своих производственных систем.

Финансы постепенно растут как тема обучения, но уходят от внешних провайдеров ‒ растет значимость внутренних функциональных тренеров. Это отражает тренд все бОльшего вовлечения собственных экспертов в обучение. В прошедшие два года объем обучения именно функциональных тренеров, которое мы проводим, значительно возрос. Для этих специалистов нужны специальные программы тренерского обучения, заметно отличающиеся от программ подготовки soft-skill-тренеров.

Мы не видим этого в отчете, но заметен еще и тренд разведения содержания обучения по двум полюсам:
  • совсем прикладное, практическое обучение;
  • личностное и более фундаментальное.
Последний тренд очень интересен: бизнес все чаще приглашает в качестве экспертов представителей фундаментальной науки – нейроэкономистов, психологов, физиков. А курсы подготовки кадрового резерва все чаще напоминают фундаментальностью высококлассный MBA или даже MS.

КАК УЧАТ
Дистанционное обучение ‒ растет количество тем, при этом проникновение дистанционного обучения идет медленнее, чем можно было бы ожидать. По части тем (например, лидерство) не происходит дрейфа в сторону дистанционных инструментов. Причина спокойной динамики, на мой взгляд, в сложности, трудоемкости подготовки курсов и в компетенциях в их разработке. Один из путей наращивания темпа – «облачный» подход. Пример такого решения – портал https://talentedme.ru/ , который приглашает авторов записывать и размещать видеокурсы на свободной основе.

Исследование также не вскрывает огромного пласта технологических обучений в сфере IT, которые сейчас уже привычно идут именно в дистанционном формате. Они неизбежны в IT-отрасли из-за глобального охвата клиентов.