Автоматизация HR
Алексей Корольков
Комментарий к результатам исследования Human Capital Index 2016



Меня как человека, занимающегося HR-автоматизацией последние 15 лет, удивили данные исследования. Причина банальна: когда ты на 100% погружен в проекты автоматизации, то тебя преследует «проклятие эксперта» и кажется, что и все вокруг движутся в аналогичном направлении. Реальность, как всегда, более сурова.

Алексей Корольков
Генеральный директор WebSoft
Мы видим, что не более 10% клиентов автоматизировали ключевые HR-процессы (я ждал хотя бы 20%). С одной стороны, это плохо, а с другой – открывает огромные перспективы нашего рынка. Даже в области электронного обучения и тестирования, казалось бы почти насыщенного (в том числе нашими усилиями), лишь 25% компаний завершили процессы автоматизации. Есть еще над чем поработать!

Самым удивительным для меня стали топ-3 фактора, негативно влияющих на внедрение ИТ в HR:
• изменение процессов в самой компании, приводящих к необходимости доработок системы – 3,1 балла из 5;
• недостаточная формализация процессов управления внутри компании – 2,7 балла из 5;
• отсутствие в команде проекта внедрения будущих ключевых пользователей (в том числе ИТ-специалистов, менеджеров различных уровней) – 2,6 балла из 5.

Я ждал в качестве ключевых причин проблемы ИТ-платформ, бюджеты, цены или претензии к профессионализму консультантов. Похоже, многие компании начинают понимать, что ключевая проблема HR-автоматизации кроется внутри организации. А осознание проблемы – это первый шаг к ее решению, что не может не радовать.

– Какие у вас мысли/предположения по поводу причин такого низкого уровня автоматизации?
– Рынок еще не созрел: бизнес редко задает HR-м такие вопросы, ответы на которые требуют автоматизации. Когда бизнес начнет задавать вопросы типа: «Какие критерии при отборе персонала коррелируют с эффективностью деятельности сотрудников?» – то без автоматизации, Big Data жить уже не получится.

– В связи с этим, по вашем мнению, не «перегрета» ли тема диджитализации и автоматизации HR?
- В этой теме очень много модных фишек и не всегда достаточно реальных потребностей бизнеса. Из-за этого так много проектов «не взлетает»: они просто никому не нужны и сделаны по принципу «слышал, на конференции Греф про это говорил, поэтому и нам нужно».

– По проблемам, которые выступили на первый план, есть ли у вас какие-то рекомендации для участников по их преодолению?
– Ответить в двух словах сложно. Но в первую очередь HR-ы должны понять, что никакое ПО не станет волшебной красной кнопкой «сделать все за меня хорошо». Проект автоматизации требует профессионального подхода с точки зрения анализа процессов, управления функциональными требованиями, формирования команды проекта, взаимодействия с бизнесом и подрядчиками и т.п.

– Вы прокомментировали текущую ситуацию. А как будет развиваться российский рынок в ближайшие два-три года? Расскажите немного о трендах в области автоматизации HR-задач: к чему уже пришел и куда развивается рынок?
– Рынок будет развиваться в разных направлениях: будут появляться и множиться стартапы. особенно в областях, которые кажутся простыми и понятными, например рекрутмент. Большая их часть, я думаю, «не взлетит», но рынок может существенно поменяться. Более серьезные игроки будут двигаться с различных текущих позиций в сторону интегрированных решений. Конкуренция на рынке таких решений существенно усилится.

– Как, по вашем мнению, будет складываться конкуренция глобальных игроков HR-автоматизации с российскими?
– Пока российские игроки рынка достаточно надежно защищены слабым рублем и ограниченными бюджетами российских компаний на HR-автоматизацию, но это временное затишье в глобальной конкуренции. Она, конкуренция, очевидно, будет усиливаться, если не случится какого-то экстремального сценария усиления конфронтации между Россией и Западом. С другой стороны, рынок государственных организаций для глобальных игроков закрыт надолго, и это шанс для локальных компаний.