HR-технологии
Борис Вольфсон
Экспертный комментарий в рамках исследования "Умирающие и зарождающиеся HR-технологии" (2017)


Чем отличается российский рынок HR-tech от западного?
Распространено мнение, что наш рынок HR-tech сильно отстает от западного. Но так ли это на самом деле? Если посмотреть среднюю температуру по больнице, то, безусловно, да: в США, Европе и уже в азиатских странах компании используют автоматизацию HR намного более активно, чем отечественные компании. Я вижу несколько причин этому, но самой главной считаю порочную практику бюджетирования потребностей в автоматизации HR по остаточному принципу: сначала компании выделяют ресурсы на автоматизацию производства, сбыта, маркетинга и так далее, а если ресурсы останутся, то что-то достается и HR-подразделению.

Борис Вольфсон
Директор по развитию HeadHunter
Но я не могу не отметить, что в последние несколько лет ситуация меняется в лучшую стороны и руководство компаний начинает понимать, что HR может обеспечивать конкурентное преимущество для бизнеса и в его автоматизацию стоит вкладываться. Соответственно, появляются передовые компании в России, качество автоматизации которых находится вполне на западном уровне. Рад отметить, что такие компании есть не только в столицах, но и в регионах.

Каков ваш прогноз по скорости проникновения мировых игроков на наш рынок и как это отразится на развитии местных HR-стартапов?
Как я уже отметил выше, главной проблемой для отечественных HR-стартапов являются не столько конкуренты, сколько отсутствие стабильного спроса, которое не позволяет отечественным HR-стартапам становиться прибыльными и стабильными бизнесами. За последние лет пять HeadHunter общался с несколькими десятками HR-стартапов, и, к сожалению, до сегодняшнего дня дожили буквально единицы.
Что касается крупных западных игроков на рынке автоматизации HR, то они прежде всего заходят в нашу страну через иностранные компании: в головном офисе принимают решение использовать ту или иную систему, а региональные офисы в странах просто реализуют это решение с учетом местной специфики, например в соответствии с Трудовым кодексом и законом о персональных данных.

Какие тренды вы видите в сфере HR-технологий в целом?
Во-первых, все наши исследования и опросы, показывает, что не может не радовать, что в целом компании осознали необходимость автоматизации HR и либо вплотную этим занимаются, либо проводят пилотные проекты. Лишь небольшая часть наших респондентов (обычно около 10−15%) не уделяет внимания автоматизации, и это будущие компании-аутсайдеры, которым придется соревноваться с конкурентами, лучше набирающими персонал, быстрее адаптирующимися и обучающими его, более эффективно удерживающими.

Во-вторых, мы видим, что достаточная часть ресурсов направляется в рекрутинг и сферы, которые непосредственно с ним связаны, хотя традиционная автоматизация КДП может не уступать по объемам. Именно здесь появляются стартапы и новые проекты крупных игроков.

В-третьих, важно отметить такой технологический тренд, как применение искусственного интеллекта (или точнее машинного обучения) в HR. В след за HeadHunter, который первым применил ИИ для модерации резюме, ранжирования откликов и рекомендации вакансий, остальные игроки на рынке также декларируют намерения использовать ИИ, в том числе в других сферах HR, например в обучении.
Другие комментарии